Психология детей с ЗПР

 

   Под задержкой психического развития (ЗПР) в психологии понимают нарушение нормального развития, при котором ребенок школьного возраста продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Сейчас все чаще для обозначения этой проблемы в медицине и психологии используют термины «дети с пониженной обучаемостью», «отстающие в учении», «нервные дети». Первый год обучения в школе детей с ЗПР часто становится настоящим испытанием для родителей. Однако своевременная диагностика нарушения в психическом развитии ребенка может помочь избежать многих трудностей.

   В период раннего детства необходимо внимательно следить за всеми этапами развития ребенка. В первую очередь надо прослеживать формирование у малыша врожденных безусловных рефлексов. Так, часто в психологии развития малышей с зпр эти рефлексы могут отсутствовать или, наоборот, чрезмерно усиливаться. Например, ребенок после трех месяцев продолжает сосать палец или не реагирует на звук, не может фиксировать взгляд на предмете.

   Другим признаком в психологии может служить позднее гуление, как следствие позднее произношение слов (только в 2 – 4 года). В дальнейшем у таких детей могут выявляться дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушения счета), дисграфия (нарушение письма), наблюдается низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия, памяти, мышления), несформированность эмоцианально-волевой сферы, недостаточность моторного развития, что приводит к различным нарушениям в речи.

   К ЗПР могут приводить различные факторы: тяжелое течение беременности, инфекции, алкоголь, курение матери, наследственность, перенесенные ребенком инфекционные заболевания в раннем возрасте, а также гиперопека или, наоборот, полный отказ от занятий с ребенком, агрессия со стороны взрослых, психологические травмы и т.д.

   В медицине и психологии ЗПР у детей подразделяется на четыре типа.

– ЗПР конституционального происхождения или психический инфантилизм. В психологии таких малышей отмечается беспомощность, бурное проявление эмоций, их резкая перемена. Дети чрезвычайно зависимы от матери, им трудно принимать самостоятельные решения.
– ЗПР соматогенного происхождения. Дети характеризуются тем, что часто болеют инфекционными или хроническими заболеваниями. Постоянное болезненное состояние малыша отражается на его психологии, снижает его познавательную активность, и темпы развития психики замедляются. Родители таких детей постоянно ограничивают от «опасностей» окружающего мира, опекают, чем лишают самостоятельности.
– ЗПР психогенного (неврогенного) происхождения возникает в том случае, когда на малыша не обращают внимания, им не занимаются. Причиной может стать деспотизм родителей, агрессия и грубость по отношению как к самому ребенку, так и к другим членам семьи. Психология таких малышей характеризуется тем, что часто у них отсутствуют даже элементарные знания о моральных и поведенческих нормах, окружающем мире.
– ЗПР церебрально-органического происхождения заключается в результате органических поражений нервной системы и выражается в мозговой дисфункции различной степени. Это самый частый и наименее благоприятный тип ЗПР.

   Ранняя диагностика и коррекция ЗПР позволяет успешнее и быстрее справиться малышу с данной проблемой.