Будучи педагогом-психологом, я изучала системы воспитания детей в различных странах. Особый интерес у меня вызвал опыт воспитания детей в стране Восходящего солнца. В Японии детям, не достигшим шести лет, позволяется абсолютно все: будь то игра со спичками, пинание мамы ногами или бросание песка в глаза другого ребенка в песочнице. Окружающие ничуть не удивятся такому поведению маленького ребенка, т.к. для японского общества это норма. Мать может только сказать что-то типа «мне больно», «опасно», «горячо» и т.д. Родители предоставляют ребенку возможность понять правильность или неправильность своих поступков, исходя из собственного опыта. Таким образом, ребенок может самостоятельно оценить последствия своего поступка. Основным фактором воспитания в японском обществе является личный пример матери. Что касается отца, то он практически не принимает участия в воспитании ребенка. По этой причине между ребенком и матерью возникает очень тесная психологическая связь – привязанность. Но отсутствие вербальных и физических наказаний не означает, что на ребенка не оказывается никакого воздействия. У японских мам все же есть определенные методы. Например, мать, если ребенок совсем не слушается, может сказать, что он ей такой не нужен и может быть, они с папой поменяются детьми с соседкой, у которой растет замечательный сын. Ребенок в таком случае задумается о правильности своих поступков.

Система дошкольного воспитания в Японии, на мой взгляд, вызывает еще больший интерес. В детский сад ребенок может попасть только в том случае, если оба его родителя проводят на работе не менее четырех часов в день.

В детском саду детей учат общению со сверстниками, прививают навыки чистоплотности, развивают внимание, речь, мелкую моторику. Кроме того, обучают написанию иероглифов. Основными видами деятельности в дошкольном учреждении являются спорт, групповые игры и хоровое пение. Детские группы состоят в среднем не более, чем из восьми человек. К тому же, интересной особенностью является то, что состав группы меняется каждые полгода. Это делается с той целью, чтобы ребенок, не сумевший адаптироваться в одном коллективе, имел шанс сделать это в другом составе. В Японии не принято выделять из группы лидера, также детей никогда не сравнивают друг с другом, не хвалят и не оценивают.
Например, если ребенок лучше всех читает, то он не молодец, а так и должно быть. И, напротив, если ребенок не делает особых успехов в чтении, то он не хуже всех, а просто нуждается в дополнительных занятиях.

В шесть лет детство в Японии заканчивается, и ребенок попадает под свод бесконечных правил и запретов, тем самым учась жить во взрослом обществе. Целью японской педагогики является воспитание человека, гармонично вписывающегося в коллектив.

Российская система воспитания во многом противоположна японской. У нас в стране с давних пор бытует мнение, что ребенка «нужно воспитывать, пока он поперек лавки помещается», т.е. с самых малых лет не только развивать, но и прививать общественные нормы и правила. Система воспитания в России от момента становления педагогической науки до сегодняшнего дня претерпела множество изменений. Мы прошли путь от авторитарной до гуманистической педагогики.

Современной целью воспитания ребенка в России является становление гармонически развитой, творчески одаренной личности. В нашей стране считается идеальным, если в воспитании ребенка принимают участие оба родителя. Для российской системы воспитания не является удивительным, если мать или отец повысят на своего ребенка голос или даже слегка отшлепают его за какой-то проступок. Родители в большинстве своем стараются оградить ребенка от переживания негативного опыта. В отечественных дошкольных учреждениях так же, как и в японских, занимаются психическим развитием детей, обучают навыкам общения, чтения и письма. Также педагоги уделяют внимание физическому развитию посредством групповых игр, спортивных занятий. Необходимо также отметить, что традиционным для российского воспитания является развитие у детей творческих способностей, выявление одаренности. Здесь основными видами деятельности становятся рисование, лепка, пение, танцы и др. В отличие от японских детских садов в нашей стране группы детей в дошкольных учреждениях постоянны и составляют от 15 до 25-30 человек. У нас принято сравнивать детей друг с другом, оценивать, вызывая при этом чувство соперничества.

Трудно сказать, какая система воспитания является правильной. И у российской и у японской педагогики имеются свои достоинства и недостатки. На мой взгляд, нам целесообразно было б перенять отдельные аспекты из традиций воспитания Японии. Например, одним из положительных опытов является перемена состава детской группы, а также отсутствие сравнения детей друг с другом.