Закончился долгий и сложный период беременности, ребенок появился на свет. В данной статье, проанализировав медицинскую и психологическую литературу, я хотела бы рассказать о развитии малыша в первые часы его жизни.

При рождении и сразу после него маленький человек испытывает большой шок. Психологи называют этот период кризисом новорожденности. Ребенок адаптируется к принципиально новой для него среде. В утробе матери для малыша были созданы природой максимально комфортные условия, а при появлении на свет все резко меняется.

Первые испытания малыша ждут уже в родильном зале. Акушерка вначале пережимает, а затем перерезает пуповину с целью отделить ребенка от системы кровообращения матери. С помощью резинового шланга очищаются его нос и зев от слизи.

Через минуту после рождения неонатолог в обязательном порядке обследует состояние новорожденного по шкале Апгар по пяти показателям:  дыханию, сердцебиению, мышечному тонусу, рефлексам и цвету кожных покровов. Для этого существуют специальные техники. Оценка состояния здоровья ребенка складывается из суммы всех этих показателей. Состояние новорожденного оценивается как хорошее при показателе в 8–10 баллов, удовлетворительное – при показателе в 6–7 баллов и тяжелое – ниже 6 баллов.

Полученные выводы вносятся в историю развития ребенка. Впоследствии они имеют большое значение при диагностике возможных поздних нарушений у ребенка.

После этого измеряют длину ребенка от головы до пальцев ног и его вес. Это также очень важные данные.  Антропометрические данные мальчиков и девочек несколько отличаются друг от друга. Так, средние показатели массы тела зрелого новорожденного (родившегося в 38-42 недели) варьируются у девочек от 3000 до 3700 граммов, а у мальчиков – от 3100 до 3800 граммом. Рост доношенных девочек колеблется от 48 до 52 см, а мальчиков – от 50 до 54 см.

Затем глазки малыша с целью профилактики воспалений слизистых оболочек обрабатывают раствором, содержащим антибиотик. У всех новорожденных они серовато-голубого цвета. Это связано с тем, что радужная оболочка их глаз еще не содержит пигмента. В первые часы жизни ребенок еще плохо видит, да и вообще очень редко открывает глаза, т.к. постоянно спит. Но в акушерской практике существуют исследования, выводы которых говорят о том, что уже с 9 минуты жизни ребенок способен отличить спокойное выражение человеческого лица от искаженного, а чуть позже положительное от отрицательного. При этом первый вариант ему нравится больше. Имеется также ряд исследований, свидетельствующих о том, что малыш сразу же после рождения способен испытывать эмоции: страх, печаль, удивление, интерес. Кроме того, новорожденный появляется на свет уже с большим набором условных рефлексов: сосательный, хватательный, защитный, ориентировочный и т.д.

Чтобы не перепутать ребенка на его ручку надевают браслет с указанием имени матери, пола самого ребенка, дате его рождения, росте и весе. После этих манипуляций  ребенка моют, тщательно вытирают и пеленают.

Через несколько часов, если отсутствуют противопоказания, ребенка приносят к матери и прикладывают к груди. Вместе с первой каплей молозива начинается становление иммунитета малыша, развитие его пищеварительной системы. Уже в первые часы жизни ребенок может пописать. Сходить «по-большому» он может в среднем на вторые сутки.

Таким образом, уже в первые часы жизни малыша с его организмом и психикой происходит множество изменений.