Психология детей сиротПо статистике в России каждый сотый ребенок не имеет родителей. Проблема сиротства в нашей стране приобретает с каждым годом все большие масштабы. Дети-сироты – это особые дети. Психология их личностного своеобразия и особенностей взаимодействия с окружающими кроется в прошлом опыте. Дети-сироты пережили разлуку, утрату, разрыв отношений в младенчестве или в более позднем возрасте. Такой ранний опыт наполнен травматическими переживаниями, последствиями материнской депривации – психического состояния, возникающего в результате длительного ограничения возможностей ребенка для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Психология депривированной личности детей-сирот характеризуется повышенной тревожностью, страхами, агрессивностью и т.д.
Дети, пережившие разлуку с матерью и ставшие воспитанниками специализированных учреждений, оказываются в таких условиях, которые, также не способствуют формированию позитивных черт личности и установлению прочных связей с другими людьми. Отсутствие главной фигуры, заботящейся о ребенке, многочисленность и текучесть социального окружения в детских домах ведут к ощущению чувств нестабильности и беззащитности, тормозят психологию развития детей-сирот.


Психические травмы, полученные до поступления в детский дом, а также наследственные и психосоматические заболевания могут способствовать проявлению импульсивности у детей-сирот, нарушениям самоконтроля, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности, заторможенности психических процессов.
Одной из основных характеристик психологии личности детей-сирот является агрессивность как следствие дефицита теплоты и принятия в общении. Другой существенной особенностью в психологии воспитанников детских домов исследователи называют гиперсексуальность. Она проявляется в повышенном интересе к половой жизни, в ранних сексуальных связях, нецензурной брани. Причиной этого является недостаточная общая способность детей-сирот к торможению своих первичных чувственных влечений. К этому приводит неумение ребенка реализоваться в обществе, труде, творчестве.
Психология детей-сирот характеризуется отсутствием стабильности, присущей семейным отношениям, необходимостью постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих. А все это значительно снижает у детей-сирот активное отношение к жизни, у них не формируются собственные ценности и принципы, но при этом в их психологии развивается конформность – зависимость от мнения других людей, повышенная внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному. У детей-сирот складывается заниженная самооценка, неприятие себя, недоверие к себе, отсутствует ощущение собственной уникальности.
Психология развития личности детей-сирот носит специфический характер, заключающийся в повышенной агрессивности, ранимости и неуверенности ребенка. Поэтому основной задачей специалистов в области психологии и педагогики, работающих в детских домах, является изменение форм общения детей-сирот со сверстниками и взрослыми.