Под задержкой психического развития (зпр) в психологии понимают нарушение нормального развития, при котором ребенок школьного возраста продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Сейчас все чаще для обозначения этой проблемы в медицине и психологии используют термины «дети с пониженной обучаемостью», «отстающие в учении», «нервные дети». Первый год обучения в школе детей с зпр часто становится настоящим испытанием для родителей. Однако своевременная диагностика нарушения в психическом развитии ребенка может помочь избежать многих трудностей.

В период раннего детства необходимо внимательно следить за всеми этапами развития ребенка. В первую очередь надо прослеживать формирование у малыша врожденных безусловных рефлексов. Так, часто в психологии развития малышей с зпр эти рефлексы могут отсутствовать или, наоборот, чрезмерно усиливаться. Например, ребенок после трех месяцев продолжает сосать палец или не реагирует на звук, не может фиксировать взгляд на предмете.
Другим признаком в психологии может служить позднее гуление, как следствие позднее произношение слов (только в 2 – 4 года). В дальнейшем у таких детей могут выявляться дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушения счета), дисграфия (нарушение письма), наблюдается низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия, памяти, мышления), несформированность эмоцианально-волевой сферы, недостаточность моторного развития, что приводит к различным нарушениям в речи.
К зпр могут приводить различные факторы: тяжелое течение беременности, инфекции, алкоголь, курение матери, наследственность, перенесенные ребенком инфекционные заболевания в раннем возрасте, а также гиперопека или, наоборот, полный отказ от занятий с ребенком, агрессия со стороны взрослых, психологические травмы и т.д.
В медицине и психологии зпр у детей подразделяется на четыре типа.

1. Зпр конституционального происхождения или психический инфантилизм. В психологии таких малышей отмечается беспомощность, бурное проявление эмоций, их резкая перемена. Дети чрезвычайно зависимы от матери, им трудно принимать самостоятельные решения.
2. Зпр соматогенного происхождения. Дети характеризуются тем, что часто болеют инфекционными или хроническими заболеваниями. Постоянное болезненное состояние малыша отражается на его психологии, снижает его познавательную активность, и темпы развития психики замедляются.
Родители таких детей постоянно ограничивают от «опасностей» окружающего мира, опекают, чем лишают самостоятельности.
3. Зпр психогенного (неврогенного) происхождения возникает в том случае, когда на малыша не обращают внимания, им не занимаются. Причиной может стать деспотизм родителей, агрессия и грубость по отношению как к самому ребенку, так и к другим членам семьи. Психология таких малышей характеризуется тем, что часто у них отсутствуют даже элементарные знания о моральных и поведенческих нормах, окружающем мире.
4. Зпр церебрально-органического происхождения заключается в результате органических поражений нервной системы и выражается в мозговой дисфункции различной степени. Это самый частый и наименее благоприятный тип зпр.

Ранняя диагностика и коррекция зпр позволяет успешнее и быстрее справиться малышу с данной проблемой.