Наверное, тот кто хоть раз в детстве отдыхал в пионерском лагере, помнит, как по ночам перед сном ребята рассказывали друг другу ужасные страшилки. И как было весело, когда кто-то пугался. А вообще откуда берутся страхи, как их преодолеть? Нужно ли детей защищать от подобных страшилок?

В детстве, когда ребенок приходит во взрослый мир и ему 2-3 года, в основном он проводит время с одним из родителей — мамой и мир понятен, так как мама рядом, всё ясно, цельно. Ребенок становится старше, 5-6 лет и вот уже надо изучать этот мир самому. Его могут отправить в детский лагерь, детский сад или он гуляет во дворе и в этот момент ребенку надо найти объяснение того, что происходит вокруг. И очень трудно найти объяснение самому, тогда отсюда возникают детские страхи. Ребенок придумывает что-то, как ему кажется объясняющее что происходит. Ведь важно чтобы это было что-то страшное и непонятное, – тогда это легко объяснить, так устроена психология. Можно подойти к маме или папе и сказать почему это так и преодолеть свой страх. Можно бояться и тогда чего-то не делать или что-то делать по другому. Можно рассказать ребятам и тогда стать очень значимым, потому что у меня есть такой секрет, а у тебя его нет. Таким образом ребенок изучает мир. Чтобы ребенок преодолел свой страх, у него можно спросить. «Что ты боишься?», «Расскажи мне!?». И тогда ребенок рассказывает, в этот момент можно выяснить то, что его пугает, например он может пугаться непонятного разговора родителей.
В детстве мы все так устроены, что мы все ссоры возлагаем на себя. Если что-то происходит значит – «Я». Потому что маленький ребенок думает «я в центре, мир вокруг меня». И вот, когда он в этот мир начинает самостоятельно выходить, ему находясь в центре, надо объяснить почему это происходит. По-этому пылесос становится драконом! Стол становится замком. Наверное многие играли под столом в «дом». Спрятаться, закрыться — там всё объяснено, там всё можно рассказать!
Когда родители пугают ребенка преднамеренно в целях воспитания, в первую очередь родители становятся источником страха для своего же ребенка. В результате маленькие дети беспричинно могут бояться кого-то из родственников, мужчин. Так как дети не знают этот мир в котором находятся, то они очень пугаются новой обстановки, им надо её изучить. Чтобы её изучить нужно чтоб кто-то был рядом, а если мама вызывает ещё беспричинные страхи, то тут не до изучения, тут главное чтоб она не исчезла.
Страх темноты — частое явление у маленьких детей. Я думаю, что это, что-то заложено в человеке — страх темноты. Мы не видим, мы не можем это осязать, у нас нет достаточного нюха, достаточного слуха чтобы понять и тогда наше подсознание начинает дорисовывать какие-то картинки, рисунки. И то чего там на самом деле нет, складывается в какие-то образы и если у человека есть внутри какое-то опасение, а у маленьких деток их много, много препятствий в мире, он не понимает почему это происходит, то эти опасения превращаются во что-то страшное. Чтобы побороть этот страх, не давайте детям смотреть мультики где есть ужастики — это причина, оставляйте включенным ночничок — а это метод. Если мы настаиваем «тебе нельзя бояться, ты же мальчик», «ты взрослый», «там нет ничего страшного», то знайте здесь нет ничего хорошего. Во-первых мы сами демонстрируем страх, очень много взрослых, когда говорят ребенку «нечего бояться» подходят к детской комнате, где ребенок говорит «я боюсь вставать в темноте» и вместо того, чтобы войти в эту комнату и сказать «здесь ничего нет», – включают свет. Видя это, ребенок считает, «правильно, мама тоже боится!».
Ещё, у нас вот эти «страхи темноты», потому, что это неизвестное нам, мы не знаем что там. Страх возникает даже, если ребенок знает всю свою комнату. В таком случае у ребенка можно спросить «что ты хочешь?», «что у тебя там было?». Он может попросить любимую игрушку. В таком случае уместно спросить: «Что ты можешь сделать, чтобы было не так страшно?».- Важно ребенка не пугать, а поощрять за то, что он хочет.
С прогрессом цивилизации мы потеряли какие-то вещи, думаем, если у нас есть какие-то технические приспособления — мы очень умные, но вот на островах расположенных между Китаем и Австралией, а на них живет достаточно большое количество племён, у них у всех был один способ. Пожилые люди племени спрашивали у детей «что ты видел сегодня во сне?». В результате, когда дети рассказывали, например «я видел крокодила, очень испугался», пожилые спрашивали «почему ты не взял палку и не прогнал его?». Таким образом через сны и разговор в реальности можно было управлять психологическим состоянием детей. И когда европейцы приехали на эти острова со своими вероисповеданиями, то например, религия Христианство — не сработала, потому что в Христианстве много запретов и связанных с этим страхов. Если таким образом участвовать с ребенком в его воспитании, как например, попросить его рассказать что-то, спросить «что тебя пугает», «расскажи как это можно изменить», или давать какие-нибудь рекомендации, то очень быстро страхи превратятся в игру. И тоже самое с фильмами. Вообще полезно с ребенком посмотреть фильм для семейного или детского просмотра и с ним обсудить что-то важное из фильма. Часто дети видят различные нюансы, которые мы — взрослые, не видим.
По природе — дети большие исследователи и если какой-то страх присутствует, то мы можем создать это исследование. Исследовать что-то неизвестное, например изучить чердак дачи, создать эту увлекательную игру, тогда все причины вызывающие страхи станут такими с которыми можно общаться через игру, исследовать их и со временем перестать бояться.