Дети которые постоянно носятся как-будто не находят себе место, бегают, бьются головой о предметы дома, ёрзают, – мы называем их гиперактивными детьми. В таком случае сочувствуем их родителям или лезем на стенку, если это наш случай. Из-за чего они такие? Каковы особенности воспитания гиперактивного ребенка? Это черта характера, болезнь или просто избыток энергии? Об этом мы и поговорим.

Сам по себе термин гиперактивности это медицинский термин, в основании которого лежат так называемые минимальные мозговые дисфункции. То есть ребенок, который рождается с какими-то минимальными травмами, асфиксией в родах, который переживает стимуляцию или кесарево сечение или какие-то ещё подобные манипуляции которые связаны с беременностью, с процессом рождения. Они рождаются с мозгом который вроде бы здоров, там нет грубых нарушений, но есть какие-то минимальные повреждения в силу которых нервная система таких деток имеет свои особенности. А именно процесс возбуждения в нервной системе преобладает над процессами торможения, обычно должно быть некое равновесие. Так вот, такие дети легко загораются, у них много сил, много этой самой энергии, она выплескивается через край, но остановиться, именно процессов торможения — не хватает.
Гиперактивность это ещё не патология, но как-бы пограничное состояние между нормой и патологией. Как правило эти детки более сложно воспитываемые. И к такой вот особой подвижности, энергичности у этих детей обычно присоединяется какие-то еще неврологические особенности. То есть они чаще кричат, им труднее остановиться в своем крике, допустим если говорить о младенце. У них хуже устанавливаются всякие жизненные циклы, пищеварительный, дыхательный цикл и так далее. У них наиболее часто встречаются неврологические симптомы, например различные тики, недержание мочи, заикание. Излишнее возбуждение отражается на многих сферах. Как правило, это дети которым трудно поддерживать режим, если они хорошо поиграли, то они гарантированно не заснут ночью. Это дети, которые более истеричные, чем обычные дети. Достаточно какого-нибудь минимального воздействия и у них начинаются не контролируемые реакции смеха, плача. То есть они гораздо более сложны во всем. В психологическом смысле, синдром гиперактивности трактуется как синдром нарушения внимания, это дети которые страдают недостатком самоконтроля. Конечно для этого есть определенная физиологическая подоплека, но иногда такое подобие гиперактивности может быть воспитано определёнными условиями жизни ребенка. Например ребенок который не любим, который отвергнут родителями он постоянно живет с этим ощущением, по этому он может постоянно ерзать, ведь он находится в тревожном состоянии и взрослые могут расценивать таких детей как гиперактивных. Также дети которые живут в разводящихся, распадающихся, конфликтных семьях, где дети чувствуют этот конфликт, то есть всегда когда есть какая-то неблагоприятная обстановка в которой живет ребенок и он начинает производить подобие гиперактивного это во-первых. И второе в чем он нуждается, чтобы не сформировалось синдрома дефицита внимания, это воспитание и ограничение со стороны родителей. То есть, откуда в нас берется способность ограничивать себя? Этот опыт мы получаем от родителей. То есть в начале ограничивают нас, потом мы начинаем ограничивать их. Родители должны создать для детей определенные границы и тогда, эти границы дети могут применять по отношению к себе, получается самоконтроль.
Гиперактивность как медицинское определение оно в действительности имеет ряд степеней. Бывает легкая гиперактивность, то есть немножко нервные, подвижно-эмоциональные детки, которые в принципе достаточно хорошо корректируются. Бывают очень серьезные гиперактивности, вплоть до того, что ребенок вообще не может сосредоточиться. Например вы с ним разговариваете, а он при этом ёрзает, ковыряется. Если вы подозреваете симптом гиперактивности, то надо консультироваться с врачом невропатологом, а также есть специальные психологи, которые работают в этой пограничной области, так называемые нейропсихологи, у которых есть свои способы диагностики отличные от медицинских, которые позволяют выявить симптом гиперактивности и предложить определенную коррекционную программу, то есть обычные дети с легкой и средней степенью гиперактивности вполне нормально адаптированные. Кстати так получается, что по жизни это гораздо более живые детки и наиболее интеллектуально одаренные. Как правило, гиперактивные дети очень легко схватывают, они быстро загораются, у них быстрый тип мышления, как быстрое всё, – быстрые движения, быстрая речь, по этому они и быстро думают, они сообразительные. В принципе такие дети нравятся воспитателям, учителям, проблемы возникают с дисциплиной.
Кстати есть ряд показателей, которые могут проверить сами родители на степень гиперактивности своего ребенка.

  1. Когда вы с ребенком разговариваете, даже если этот разговор серьезный, вы просите на минутку сосредоточиться ребенка, а он на это не способен, ему хочется двигаться, то есть он все время находится в движении. Если вы движение останавливаете, то у него начинает что-то дергаться, крутиться снова. Он практически не восприимчив к словам родителя.
  2. Если посмотреть как ребенок рисует, то тут тоже можно проследить определенные черты гиперактивности. Как правило, у гиперактивных детей страдает мелкая моторика. Им трудны скрупулезные действия — завязывание шнурков, пуговицы. Если говорить о рисовании, то мелкие какие-нибудь детали, не замкнутые контуры на рисунках. Ребенок не способен аккуратно закрасить, не вылизав за контуры. Если посмотреть в школьную тетрадь немного более взрослого ребенка . То можно увидеть интересную деталь, слова в тетради будут не дописаны, то есть их мысли обгоняют, то что они пытаются записать. Также для них характерны не орфографические ошибки, а описки.

Что делать? Если родители в действительности столкнулись с медицинской проблемой, то решать все начинать надо именно с медицины. Если речь идет о минимальных мозговых дисфункциях и реальной возбудимости ребенка. То, как правило, нейропсихолог или невропатолог предложит вашему ребенку определенную коррекционную терапию. Это будут не какие-то жесткие лекарства, а может быть это будет «глицин», какая-то гомеопатия или успокаивающие травки. По любому такой ребенок нуждается в поддерживающей терапии для того чтобы его нервные процессы приходили в норму. Для таких детей важен режим, прежде всего режим сна. Активность гиперактивного ребенка должна прекращаться где-то за два часа до сна, это возможно, если до этого вы приложили все усилия чтобы измотать его до полусмерти. Но усталость должна быть не нервная, не интеллектуальная, а физическая. Также это ограничение телевизора и компьютера вечером, чтобы не было нервного переутомления. Потому что использование монитора провоцирует нервную систему, процессы возбуждения идут гораздо активнее. Вечером перед сном должен быть теплый душ или ванная, спокойная музыка или обычный ласковый спокойный разговор о чем нибудь, всё то, что располагает к расслаблению, успокоению и засыпанию.