В середине 1970 годов дефицит речи наблюдался у 4% детей. За последние 20 лет это число выросло более чем в 6 раз. Что же приводит к речевым нарушениям у детей? – Повреждение нервной системы, гипоксия плода, родовые травмы, инфекционные заболевания, переливание крови, затянувшаяся желтушка, то есть повышенный билирубин который негативно влияет на развитие мозга, зрения, нервную систему ребенка.
Вообще почти все дети в младшем возрасте имеют определенные речевые проблемы. И конечно какие-то дети с этим справляются самостоятельно в силу своих особенностей, но каким-то детям нужна помощь специалиста.

Очень многие мамы даже считая что речь их ребенка достаточно хорошо развита, должны прийти на консультацию к логопеду, потому что всё таки есть такое понятие, что логопед занимается корректировкой звуков. Но это не так. Речь — очень широкое понятие. И когда мама с ребенком приходит к детскому врачу, то он по тесту определяет на сколько развит у ребенка словарный запас, на сколько ясно и грамотно ребенок умеет выражать свои мысли. И конечно же, грамматическое оформление речи. То есть, это всё то, на что обязаны обращать внимание ответственные врачи.
Помимо выше описанных причин влияющих на задержку речевого развития, врачи выделяют следующие:

  • Невостребованность речи — это тогда, когда очень мало уделяется внимания своему ребенку.
  • Родители мало общаются, либо вообще не разговаривают с ребенком.
  • Замедленный процесс созревания нервных клеток, которые в результате приводят к задержке речевого развития. В таком случае необходима консультация невропатолога.
  • Соматические заболевания или травмы вызывающие речевую задержку.

Сигналы тревоги которые должны вас насторожить:

  • В 3 месяца ребенок не поворачивает голову, когда вы обращаетесь к нему.
  • В 4-6 месяцев липидные звуки «п», «м», «б» – он не ищет источник звука.
  • В 7 месяцев не узнает голос близких ему людей.
  • К концу 9 месяца, у ребенка отсутствует лепет он не повторяет за взрослым слоги.

Если в 2 года ребенок владеет десятком лепетных слов, не может строить фразы из двух-трех слов, не показывает изображение на картинке, а в 3 года не отвечает на пространственные вопросы «что», «где» и не определяет понятия вверх, вниз, ребенок который не разговаривает, бегает, кричит, падает, не способен сконцентрировать внимание на каком-то действии, не сидит не читает книги вместе с мамой — должен начинать коррекционные занятия как можно раньше. Наиболее эффективная помощь оказания с 2,5 до 5 лет — в период активного становления речи. Что же делать, если ваш ребенок имеет речевые проблемы? Во-первых необходимо знать этапы развития детской речи. Во-вторых необходимо обследоваться у специалистов — педиатра, отоларинголога, невропатолога, окулиста, ортопеда. Приучайте детей читать книжки, рисовать, лепить, рвать бумагу, развивайте мелкую моторику пальцев рук. Научно доказано, что развитие мелкой моторики ведет за собой развитие речи детей, так как эти центры в коре головного мозга расположены очень близко друг за другом.

С детьми нужно разговаривать не о том «что ты ел в садике», а о действительно интересном самому ребенку и о том, что должны вложить в него родители, те знания, которые вы хотите! Грамотность, словарный запас — это всё полностью зависит от родителей. У читающих родителей, всегда читающие дети. По этому чем раньше вы приучите своих детей к книгам. Тем быстрее они приобщаться к этому полезному занятию. Не откладывайте, не сидите и не ждите, если есть подозрение в отставании речи у ребенка, главное не упустить время.