Иногда бывает так, что родители забирают малыша из детского сада в подавленном настроении, слезах и даже с синяками и ссадинами. Конечно, сразу хочется всей грудью стать на защиту ребенка. Но для начала, отпустив эмоции, надо разобраться, почему ваш малыш стал объектом травли сверстников.

Ни один человек, тем более ребенок, не заслуживает пренебрежительного отношения к себе. Но маленькому человеку порой бывает очень трудно проявлять свои сильные стороны в коллективе. А потому другие дети скорее замечают у него слабости. Это может быть, например, недостаточная физическая подготовка, неопрятная одежда, излишняя полнота и т.д. Как вариант, ребенок может часто болеть и отсутствовать в детском саду, что затрудняет его вхождение в коллектив. У некоторых малышей могут наблюдаться такие особенности характера, как повышенная чувствительность, обидчивость, пассивность. Впоследствии у них может накопиться обида на более активных сверстников, появиться желание ябедничать, обманывать и даже мстить «обидчикам».

Прежде чем выбрать стратегию поддержки вашего малыша, необходимо попытаться устранить причины его непопулярности (заняться гардеробом, отдать в спортивную секцию, помочь обрести уверенность и пр.). Кроме того, важно обучить ребенка навыкам взаимоотношений с другими детьми: дружелюбию, сдержанности, умению постоять за себя (но не нападению!). Для поддержания в малыше уверенности нужно чаще хвалить кроху, также можно создавать на его территории мероприятия, где он мог бы проявить сильные стороны и тем самым повысить свой престиж. Желательно обратиться к воспитателю с просьбой проконтролировать сложившуюся ситуацию в детском саду, сплотить детей.

Но нельзя исключать и того, что в группе детского сада действительно сложилась нездоровая обстановка. В этом случае эффективным может оказаться разговор с воспитателем и администрацией дошкольного учреждения либо перевод ребенка в другую группу, другой детский сад.

В данной статье мы хотели бы дать родителям несколько рекомендаций по воспитанию малыша. Их соблюдение поможет избежать в детском коллективе конфликтных ситуаций, при которых ребенок оказывался бы пострадавшим.

Итак, прежде всего, нужно уметь различать ситуации драки между малышами 1-1,5 лет и детками 3-х лет. В первом случае дети играются сами по себе, рассматривая других детей как живых игрушек. Поэтому для годовалых детей нет особой разницы – постучать совочком по ведерочку или по рядом сидящему мальчику. К трем годам ребенок уже более-менее умеет контролировать свою агрессию, но эмоциональная сфера еще нестабильна. Но в отличие от совсем маленького ребенка, трехлетка способен понять разъяснения родителей по поводу того, как нельзя поступать.

Необходимо учить ребенка позитивным методам постоять за себя. Например, в ситуации, когда у малыша отбирают игрушки, с его стороны приемлемо было бы закричать «Не дам!», а не стукнуть или толкнуть обидчика. Если ребенка толкнули, ударили, необходимо вмешаться, а в дальнейшем – научить его давать отпор не кулаками, а с помощью слов.

Если же драка уже произошла, то не стоит думать о том, как наказать обидчика, лучше сосредоточиться на своем ребенке, успокоить, подбодрить.

Когда обижают ребенка 3-х лет и старше, насмехаются над какими-то его особенностями, необходимо по максимуму сгладить проявление этих особенностей. Например, не надевать мягкие розовые тапочки малышу, когда вся группа на уроке гимнастики обута в черные чешки. Но тут главное – не переборщить, например, полного ребенка не стоит сажать на диету без рекомендаций врача. Лучше научить малыша отвечать на насмешки (типа «Хорошего человека должно быть много!»). Также стоит чаще рассказывать ребенку о том, что все люди уникальны и заслуживают хорошего отношения, а дразнятся и обижают дети невоспитанные, на которых не надо обращать внимание.

Не лишним было бы заранее навести справки о детском саду, в который вы предполагаете отдать ребенка, собрать информацию о воспитателях.

Соблюдение подобных рекомендаций поможет родителям избежать многих трудностей в адаптации малыша в детском коллективе.