Старая поговорка говорит «воспитывать ребенка нужно тогда, когда он лежит поперек лавки, а когда лег вдоль, то уже поздно». И в общем-то, это истина. Дело в том, что специалисты считают, основы воспитания закладываются в первые 3-5 лет жизни ребенка. То есть тогда, когда взрослые только ещё собираются приступать к воспитанию, на самом деле всё воспитание уже закончено. И наступает только «социальная шлифовка», то есть на ребенка уже воздействует общество. В первые годы жизни, природа наградила малышей таким – хитрым, ускоренным курсом обучения, по механизму импринтинга или по русски — первого запечатления. Например, цыпленок из яйца вылупился и побежал, теленок родился, встал на качающиеся ножки и пошёл, а ребенку нужен целый год, чтобы научиться ходить и потом ещё целый год, чтобы он научился разговаривать, общаться. Чем быстрее время от рождения, хотя бы до относительной самостоятельности, как у цыплёнка, теленка, тем меньше отводится времени для первичного запечатления, у ребенка это происходит в течении 2-3 лет.

Что из себя представляет механизм первичного запечатления? Дело в том, что сразу после рождения малыш открыт для жизни и он получает целое море информации, через все органы чувств которые у него есть. Ребенка в младенческом возрасте, хотя он многого не понимает, кроме нежной интонационной речи родителей, можно сравнить со взрослым который попал в незнакомую страну, в незнакомый город и идет по этому мегаполису с фотоаппаратом и делает снимки. Всё что на него произвело впечатления он запечатлит на снимках, а потом, когда он вернется домой со своей туристической поездки — он начинает просматривать снимки, вспоминает то что было. Так вот ребенок точно также своими глазами сканирует всё происходящее и эти снимки глубоко уходят в его память и остаются там навсегда. Фактически это та матрица, схема поведения, которая будет у него повторяться дальше в течении жизни.
В те годы, когда родители думают, что ребенок ничего не понимает, не знает, не видит и всё это пройдет мимо его памяти, они очень глубоко ошибаются. Всё это останется в его памяти и родители уже ничего изменить не смогут, по этому, если родители хотят, чтобы их ребенок рос хорошим, добрым, общительным, если они хотят видеть его самым счастливым на свете, то самое главное что родители должны сделать — быть такими, какими они хотят, чтобы был их ребенок. Родители должны помогать ему развиваться, то есть наше общение с малышом должно предоставлять ему условие для реализации его ресурсов, которые заложены в него природой. Мы рождаемся и у нас почти 9 миллиардов нервных клеток, но используем в жизни около 1 миллиарда, это самые умные люди, а обычному человеку хватает и половины. Для того, чтобы дать возможность ребенку развить весь его потенциал. В первую очередь мама должна обеспечить ребенка развивающим воспитанием. Это значит, что мама должна чаще брать его на руки, не отказываться от того, чтобы взять ребенка на руки, но не нужно ограничивать время общения с ребенком только временем кормления. Иначе у ребенка возникнет понимание, что с мамой можно общаться, только когда я ем и он бесконечно будет требовать грудь, хотя ему нужно просто общение.
Сегодня, всё чаще здравомыслящих психологов очень волнуют детские коляски, игрушки, потому что мамы почему-то ребенка отворачивают от себя, то есть ребенок сидит спиной к матери. Уже доказано специалистами, такие статьи появляются в печати и научной литературе, что лицо матери для ребенка это его первое зеркало в которое он смотрится! Именно с лица матери ребенок считывает информацию о происходящем и как мать реагирует на всё что она видит вокруг, соответственно точно также ребенок начинает реагировать. А если ребенок не видит лица матери, ему не откуда считывать информацию, это может послужить причиной депрессии, даже у маленького ребенка, его совершенно не запрограммированного поведения, и иногда даже походы к врачу, когда родители не могут понять в чем дело, почему ребенок беспокоен, почему он не занят игрушками и т. д. По этому на это надо обратить внимание, но на что ещё надо обратить внимание родителям?
Нельзя превращать ребенка в такую «жилетку для слез», чтобы прибегать к нему, жаловаться на свою жизнь, а такое бывает часто, если мама воспитывает ребенка одна, если у неё есть какие-то психологические проблемы, то ребенок для неё становится психологической отдушиной. Она берет его на руки, говорит ему – «ты мой единственный, я никогда тебя не брошу, ты меня не бросишь» и такого рода разговоры, очень не благоприятно сказываются на ребенке, по этому решать свои психологические проблемы за счет ребенка ни в коем случае нельзя. Если ребенок с особенностями развития, например левша или у него какие-то другие имеется особенности, ни в коем случае нельзя фиксировать внимание на этом, нельзя обсуждать эту проблему в присутствии ребенка. Нельзя заострять внимание на окружающих и его самого на том, что у него как-будто бы что-то не так. Всё у него так! Если он не такой как другие, а особенный, то и хорошо, зачем он должен быть похожим на других? По этому какой ребенок есть, таким его и нужно принимать и нужно его любить.
Кстати о любви. Очень большие проблемы испытывают молодые мамы, которые вдруг обращают внимание, что вот папа, совсем не так, как будто-бы ребенка любит, как она. А нужно знать, что есть особенность в отношении женщин к ребенку и мужчин к ребенку. Материнская любовь рождается вместе ребенком, она обусловлена выделением гормонов, окситоцина, других гормонов которые постоянно поддерживают материнскую заботу, чувство безусловной любви, то есть любви безо всяких условий. Мать любит ребенка только за то, что он есть и только таким какой он есть, отныне и навсегда. Любовь отца совершенно другая, это любовь обусловленная, по этому проявляются отцовские чувства гораздо позже, тогда когда ребенок начинает общаться с отцом, когда возникает обратная связь. Обусловленная любовь отличается от безусловной тем, что отец любит ребенка за что-то. Сделал хорошо — я люблю тебя больше, поступил справедливо — молодец. И это правильно, потому что безусловная любовь — материнская и обусловленная — отцовская любовь, создают гармонию в душе, таким образом формируют правильное мироощущение. Именно по этому специалисты считают что не полная семья или семья где по каким-либо причинам один из родителей, чаще всего отец, отстранён от воспитания ребенка и сам отстранился от ребенка, то эта семья никогда не даст душевного покоя и мира в душе ребенка.