Многие родители убеждены, для того чтобы ребенок адаптировался к школе, необходимо чуть ли не с 2 лет отдать его в детский садик, иначе он будет «диким» и не сможет общаться. На самом деле исследования показывают, что такой четкой корреляции нет, многие дети выросшие в не садика прекрасно адаптируются в школе. Единственное что можно посоветовать — обязательное общение на площадках, в студиях различного раннего развития детей или подготовка к школе в течении года перед началом обучения. Тут очень важно посмотреть на индивидуальные особенности ребенка, потому что некоторые могут общаться с утра до вечера и не хотеть уходить, а некоторые после часового общения уже устают, им нужно к маме, на ручках поседеть, в привычной им среде.

Некоторые родители не знают когда лучше отдавать в школу ребенка с 6-7 лет или даже 8 лет. На самом деле, тут главное придерживать «золотой середины» и не впадать в крайности, а выбирать время исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Очень важно чтобы ребенку нравилось, любое воспитание или обучение должно быть веселым. Надо ребенку показать, а потом спросить хочет ли он в школьный коллектив, если нет, то не надо настаивать. Почему плохо рано? Потому что ребенок будет младше основной массы детей и если он не очень общительный, то могут быть проблемы в адаптации. Его будут считать малышом. Для детей 7 лет, 1 год разницы это много, всё равно что для 20 летних плюс, минус 5 лет. Если интеллектуальный ребенок пойдет в первый класс в 8 лет, то возможно интеллектуально он будет перезрелым и ему будет просто не интересно. У 6 летних детей есть ещё одна проблема — им сложно пока ещё усидеть на одном месте, даже небольшой промежуток времени, особенно если ребенок гиперактивный ему будет трудно, по этому если идти в школу, то необходимо понять сколько он может высидеть. Каждый 10-й ребенок в России — гиперактивный.
Хороший учитель — профессионал найдет контакт практически с любым ребенком. По этому психологи советуют выбирать не столько школу, сколько учителя, по этому надо походить не только по школам, но и пообщаться с учителями, посмотреть добрый человек или нет, это первое качество которое надо отсечь, это всегда видно по разговору. То есть, если учитель привык всех первоклашек строить, то такой учитель не нужен, он не сможет построить контакт с ребенком, если у ребенка сложный характер, то однозначно к такому учителю нельзя отдавать. Добрый учитель или нет, сможет он построить глубокий эмоциональный контакт с ребенком или нет, ведь это очень важно, потому что именно учитель определяет мотивацию ребенка к учебе. Очень часто можно встретить 10 летних детей, которые вышли из начальной школы и не хотят учиться, в основном это из-за отсутствия глубокого эмоционального контакта с учителем. Самое важное сделать в первых классах, чтобы ребенок хотел идти в школу и это желание у него не пропало.
Если у ребенка общение развито, то скорее всего ему никакая специальная адаптация к школе будет не нужна. Есть дети у которых существуют сложности в общении, им сложно разрешать какие-то конфликты, сложно сходиться с детьми, то таких детей необходимо выучить базовым навыкам общения. Упражнение первое. Учите ребенка знакомиться. Очень многие не умеют это делать, а для этого всего лишь нужно сказать «здравствуйте, меня зовут Ваня» протянуть руки смотреть в глаза и улыбаться, больше ничего не нужно. Можно прорепетировать дома перед зеркалом, это решает 50% проблем связанных с общением. Второе упражнение. Правильный навык решение конфликтных ситуаций привить сложнее. В основном дети учатся ему годами, глядя на родителей. Необходимо личным примером прививать ребенку способность находить взаимоприемлемое решение.
Детей можно разделить на три группы — первая, у детей никакой адаптации нет, то есть дети начинают сразу со всеми знакомиться, дружить, это примерно 50% детей, вторая группа 10-20% это те у которых период адаптации не наступает вообще, то есть они не умеют общаться.
И третья группа детей у которых адаптация происходит медленно, это дети которые присматриваются, они могут долго ни с кем не общаться, потом присмотреться и выбрать себе какого-то одного друга. Третья условная группа — она разношерстная, все адаптируются по разному, кто-то выбирает одного друга, кто-то через некоторое время дружит со всеми, а кто-то вообще не общается.